Когда Айрис ван Херпен открыла свой дом моды в 2007 году после стажировки в Alexander McQueen, она увидела в этом возможность развить многовековой опыт и перенести его в будущее с помощью воображения и технологических новшеств. “Многое из того, что я делаю, основано на интуиции, и мое сердце принадлежит высокой моде — так было всегда”, – сказала она в интервью в преддверии своего 15-летнего юбилейного показа, который состоится 4 июля в Париже. “Мода для меня – это форма искусства, а кутюр действительно воплощает мастерство и художественную сторону моды. “Несмотря на то, что на дворе 2022 год, люди ценят мастерство, и я не думаю, что оно исчезнет”, – продолжила она. “Я действительно верю в ценность высокой моды, в том числе и для будущего моды.
Это место, где есть время и пространство для разработки новых технологий и материалов. И в современных условиях устойчивого развития моды мода от кутюр также может сыграть очень важную роль”.
Например, Ван Херпен рассказала, что ее команда работает в течение трех-четырех месяцев перед выпуском каждой коллекции, разрабатывая новые экологически чистые материалы, и эти технологии становятся доступными для других брендов готовой одежды.
Неудивительно, что ее показ вовсе не будет ретроспективным. “Сосредоточьтесь на будущем”, – говорит Ван Херпен, один из самых изобретательных и дотошных модельеров, использующий передовые технологии для создания своей неземной, потусторонней одежды, от лазерной резки до электромагнитного плетения. Действительно, она, возможно, является самым опытным дизайнером в отрасли, поскольку с 2009 года занимается созданием одежды с 3D-печатью, а ее программирование требует наличия подходящих цифровых устройств и возможностей компьютерной графики, чтобы использовать их в смешанной реальности.
Некоторые гости ее модного показа осенью 2022 года наденут устройства Microsoft HoloLens, в то время как другие смогут увидеть дополненную реальность с помощью своих смартфонов. В течение нескольких сезонов голландский дизайнер работала в rtw, кульминацией которой стала премия ANDAM Fashion Award 2014, но затем она вновь сосредоточилась на высокой моде, поскольку ее кропотливые методы не могли быть легко воплощены в rtw. “Это действительно было слишком сложно – работать со стандартизированными техниками”, – объяснила она.
В обширном интервью Ван Херпен рассказала о своих музах, о своей одержимости современным ремеслом, наукой и архитектурой, а также о том, что ее опыт танцовщицы лежит в основе ее работы – создания платьев, которые двигаются, как ни у кого другого. WWD: У вас были клиенты с самого начала? Кто они?
Айрис ван Херпен: В первые годы клиенты были тесно связаны с покупателями произведений искусства — они приобретали мои работы как один из видов искусства.
Некоторые носили их, а некоторые приобретали, чтобы разместить у себя дома. Музеи также были важной клиентурой на начальном этапе. Но сейчас клиентура выросла и стала более разнообразной. Мы по-прежнему много сотрудничаем с музеями, но наши основные клиенты – это покупатели одежды от кутюр, которые приобретают у нас изделия на заказ. Крупнейшими регионами для нас являются США и Азия, и у нас также есть несколько европейских клиентов. У нас есть клиенты, которые приобретают клиентов каждый год, а некоторые и реже. Каждый год мы создаем от 40 до 50 образов, не считая тех, что мы создаем для VIP-персон. WWD: Есть ли у вас образец для подражания, наставник или герой в области высокой моды?
И. В. Х. : Я проходила стажировку у (Ли Александера) Маккуина, и это был один из самых вдохновляющих моментов.
Это действительно открыло мне глаза на мастерство, сочетание техник, настойчивость в реализации его замысла. У него была ярко выраженная индивидуальность — вы всегда могли узнать Маккуина по мастерству исполнения и сочетанию элементов дизайна. Это такая редкость и такая ценность. Я был очень вдохновлен его видением, и это вдохновляет меня до сих пор. WWD: Высокая мода воспринимается многими людьми как великолепная, но убыточная рекламная кампания духов, но у вас ее даже нет. Как обстоят дела в вашем бизнесе?
И. В. Х.: Это правда, мы занимаемся только высокой модой. Все это существует благодаря нашим клиентам. Мы также независимы, и я очень горжусь этим, а также тем, что мы нашли здоровый баланс между искусством и коммерцией. Это растущий бизнес, хотя я признаю, что во время пандемии это было непросто, конечно, из-за наших отношений с клиентами, личного взаимодействия и оснащения. Нам удалось провести некоторые примерки с помощью Zoom, но теперь мы можем снова пригласить наших клиентов в ателье в Амстердаме и Париже.
Так что на самом деле это очень приятный момент, потому что все открывается. У нас много запросов от клиентов, на самом деле больше, чем мы можем обработать. WWD: Какую часть бизнеса высокой моды составляют свадьбы?
И. В. Х.: Это довольно небольшая часть, но мы определенно делаем ее несколько раз в год. Как вы можете себе представить, свадебные образы требуют больше всего времени. Так что у нас есть максимум возможностей для свадебных заказов. WWD: Над какими самыми запоминающимися и впечатляющими свадьбами и мероприятиями вы работали?
И. В. Х. : Свадьбы, на которых мы работали, были довольно приватными. В большинстве случаев нас просят не публиковать фотографии, потому что люди предпочитают более интимные мероприятия. В отличие от этого, образы, которые мы создаем для VIP-персон, и индивидуальные заказы, которые мы делаем для них, носят публичный характер.
В большинстве случаев мы создаем индивидуальные образы для VIP-персон, но иногда мы адаптируем уже существующий образ или наряд для показа на подиуме. В основном это работа прессы. WWD: Есть ли у вас любимый момент переодевания для VIP-персон?
И. В. Х. : У меня есть свои музы. Бьорк – одна из женщин, с которыми я работаю уже долгое время. Она также была одной из первых, кто приобрел это произведение. Я большой поклонник ее стиля, ее видения, ее междисциплинарного подхода. Мне также очень понравилось работать с Леди Гагой. Она также вкладывает много энергии и самоотдачи в свое творчество. Гала-концерт Met Gala также стал для меня особенным моментом, как и в этом году, и в прошлом, когда мы работали над несколькими образами одновременно для важных персон. WWD: Я заметил, что на вашем веб-сайте есть раздел, посвященный бутикам, где продаются ремни и шарфы.
Это что-то новое?
И. В. Х.: Они у нас уже давно есть. Это постоянные аксессуары, которые представлены на нашем веб-сайте, и очень приятно, что большая группа людей может получить доступ к некоторым аксессуарам от IVH. Но у нас их немного, и мы не занимаемся сезонами, потому что основное внимание уделяется моде.
WWD: У вас есть платье-бестселлер всех времен и народов?
И. В. Х. : Дело скорее в техниках. Что интересно, большинство клиентов, которые приходят к нам, демонстрируют один или два своих любимых образа, а затем я чаще всего создаю дизайн, основанный на этой технике.
Одна из самых популярных техник – из коллекции Syntopia, в которой были использованы всевозможные волнообразные узоры, контуры поверх слоев шелка с вырезами, что создает совершенно иное движение материала. Большинство клиентов, которые приходят к нам, восхищаются движениями предметов одежды, потому что они совершенно иначе смотрятся на теле, чем, например, изделия из обычного шелка.
WWD: Когда вы впервые изготовили одежду с 3D-печатью? Как вы вообще узнали об этом?
И. В. Х. : Я начал работать над ними в 2009 году. Я сотрудничал с двумя архитекторами, которые использовали 3D-печать для создания моделей. А затем я начал сотрудничать с цифровым художником и архитектором Дэниелом Видригом. Он написал файлы для моего первого платья с 3D-печатью, которое было представлено в 2010 году в моей коллекции Crystallization. WWD: Насколько я понимаю, вы использовали силикон, железные опилки и смолу. Какие самые необычные и сложные материалы и техники вы использовали?
И. В. Х. : Стеклянное платье, которое мы сделали в сотрудничестве с Берндом Вайнмайером. Оно было полностью выдуто из полого стекла, и на его изготовление ушло четыре-пять месяцев. Процесс разработки до этого был еще более длительным, поскольку платье было залито плазмой, что означает, что оно интерактивное: когда вы прикасаетесь к нему, цвета внезапно меняются.
Это было очень сложно. С каждой коллекцией мы погружаемся в новый процесс. Есть много неудач, но также и много прекрасных успехов. Для создания новой коллекции мы сотрудничали с голландским дуэтом в разработке новой технологии 3D-печати, которая полностью экологична, с использованием скорлупы какао-бобов, а также водорослей.
Единственный другой материал, который используется в процессе печати, – это немного глюкозы, чтобы сделать ее более долговечной. Было очень сложно добиться мягкости и утонченности в 3D-печати, которые необходимы для высокой моды. WWD: Насколько технологии влияют на вашу моду и подпитывают ваше воображение?
И. В. Х. : Когда я занимаюсь дизайном, я на самом деле очень сосредоточен на движении. Технология сама по себе не является движущей силой. Как ни странно, мастерство тоже, и это очень странная цитата из моих уст. (Смеется. ) Но когда я задумываюсь о сути своей работы, то на самом деле это мой опыт в танце. Танец и искусство – вот что движет моим видением, и именно движение и трансформация во взаимоотношениях с телом по-настоящему вдохновляют меня. И для того, чтобы раздвинуть границы движения и трансформации тела, в дело вступают технологии и мастерство: это мои инструменты, позволяющие по-настоящему выйти за рамки физических ограничений, с которыми я сталкиваюсь ежедневно. Законы физики – это то, с чем мне приходится иметь дело, но моя цель – всегда пытаться расширить границы этих законов в материальном мире, с которым я работаю.
Именно здесь я использую технологии и мастерство, сочетая их, чтобы иметь возможность расширить эти границы. Технология сама по себе никогда не была для меня целью. WWD: Ваши проекты в IRL, похоже, предвосхищают развитие метавселенной. Как появление метавселенной может повлиять на ваш творческий подход и ваш бизнес?
Добавить комментарий