Опубликовано: 05.01.2025г.

Почему антимонопольный иск Amazon в Калифорнии имеет значение

Подача иска против Amazon практически стала привычным занятием для американцев, но недавнее инфляционное давление стало дополнительным стимулом для генерального прокурора Калифорнии Роба Бонты, который подал в суд на гиганта электронной коммерции из-за ценовой стратегии, которая, по его словам, несправедлива по отношению к продавцам и искусственно поддерживает высокие цены для потребителей.

Хотя на Amazon часто подают в суд по разным причинам — покупатели, технические пользователи, поставщики и даже ее собственные сотрудники, — антимонопольные дела в США редки. Это первый иск, поданный Калифорнией против компании, и только второй иск, поданный AG. Согласно иску, который был подан в Высший суд Сан-Франциско в среду, гигант технологий и розничной торговли выполняет соглашения, которые несправедливо запрещают сторонним продавцам продавать товары дешевле на других торговых площадках.

В деле приводится ряд интервью, взятых за несколько лет, в которых описываются карательные меры, такие как удаление кнопок “купить сейчас” или даже простых кнопок “добавить в корзину”. Но многие продавцы с трудом могут позволить себе обойти Amazon, империю онлайн-ритейла, на долю которой приходится около 38% электронной коммерции в США. Поэтому они подчиняются, повышая цены на свои товары на таких сайтах, как Walmart и Target.

Bonta утверждает, что такой подход нарушает антимонопольное законодательство штата. “В течение многих лет потребители в Калифорнии платили больше за свои онлайн-покупки из-за антиконкурентной практики Amazon по заключению контрактов”, – говорится в заявлении Bonta. “Amazon вынуждает продавцов заключать соглашения, которые искусственно завышают цены, прекрасно понимая, что они не могут позволить себе отказаться”.

Он считает, что из-за того, что конкурирующие платформы не могут конкурировать по цене, люди все больше полагаются на Amazon, что еще больше укрепляет его господство на рынке.

Продавцам становится все труднее отклонять все более “неприемлемые” требования, что еще сильнее бьет по кошельку калифорнийских потребителей. “Реальность такова, что многие товары, которые мы покупаем онлайн, были бы дешевле, если бы рыночные силы не сдерживались.

Сегодняшним судебным иском мы даем отпор”, – сказал Бонта. Как внутри страны, так и за рубежом Amazon регулярно сталкивается с антимонопольной проверкой своего подхода к ценообразованию и отношения к продавцам. В прошлом году даже пара потребителей возбудили антимонопольное дело против Amazon. Со своей стороны, Конгресс неоднократно допрашивал руководителей по этому вопросу, привлекая для дачи показаний бывшего генерального директора Джеффа Безоса и нынешнего генерального директора Энди Джасси.

Одно из расследований привело к резкой критике практики Amazon. Но на федеральном уровне наблюдается относительная инертность в правовой и правоприменительной сферах. В связи с исками Вашингтона, а теперь и Калифорнии, политологи задаются вопросом, не начнут ли штаты, чьи законы, как правило, более строгие, принимать меры. Это одна из интерпретаций. Другое дело, что Бонта, который был назначен губернатором Гэвином Ньюсомомом в прошлом году, этой осенью готовится к своим первым всеобщим выборам, на которые будут претендовать не менее трех кандидатов. По крайней мере, в судебном процессе он может заявить, что действует от имени потребителей, которые испытывают серьезный шок от наклеек, и привести недавний пример.

Конечно, это не означает, что Amazon невиновен, и в нынешних условиях доводы Калифорнии могут быть еще более убедительными. Суд может согласиться с тем, что компания подавляет конкуренцию, наносит ущерб потребителям и ставит бренды в трудное положение, особенно те, которые борются с хаосом поставок.

Нетрудно утверждать, что некоторые бренды и розничные продавцы столкнулись с невыносимой реальностью, поскольку поставки наконец-то начались с задержкой, а потребители начали сокращать расходы. В условиях меняющегося дефицита и переизбытка товаров лишение продавца возможности эффективно реализовывать излишки может выглядеть особенно жестоко.

Несмотря на это, Amazon, которая не предоставила комментариев, скорее всего, все равно подаст в суд на увольнение. В конце концов, в Вашингтоне это сработало. Сославшись на недостаточность доказательств, суд вынес решение в пользу Amazon и в марте закрыл дело. AG Karl Racine пообещала подать апелляцию, но пока неясно, как долго может продлиться судебная тяжба. Решение таких вопросов, как правило, занимает много времени. Просто спросите Европу. В 2020 году Европейская комиссия обвинила Amazon в использовании своего доминирующего положения и данных для недобросовестной конкуренции с продавцами на торговой площадке и начала антимонопольное расследование деятельности компании. Два года спустя компания, наконец, уступила и согласилась внести изменения в июле.

Примечательно, что подобные тактики станут незаконными в следующем году, когда Евросоюз Закон о цифровых рынках вступил в силу, а это значит, что Amazon не меняла курс, пока оставалось совсем немного времени. При этом компании удалось избежать потенциально крупных штрафов.

Это немаловажная проблема, учитывая финансовые трудности, которые преследуют интернет-магазины и другие компании электронной коммерции, поскольку огромные прибыли от пандемии онлайн-покупок оборачиваются в другую сторону. Что касается Калифорнии, то ясно, что иск не поступит в суд до избрания Бонты.

Это может иметь последствия, независимо от того, кто будет подавать в суд. Но даже в таком виде, независимо от результата, это, по-видимому, уже послужило по крайней мере одной цели.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *