Опубликовано: 07.01.2025г.

Выставка “Америка Диего Риверы” в SFMOMA – это напоминание о том, что искусство имеет значение

Этим летом, в период рекордной жары, инфляции и политических потрясений, “Америка Диего Риверы” появилась в Музее современного искусства Сан-Франциско как напоминание о том, почему искусство имеет значение. Музей называет эту выставку с более чем 150 картинами, рисунками и фресками, некоторые из которых воссозданы с помощью настенных проекций, самой полной выставкой творчества мексиканского художника-активиста за последние 20 лет. Тематически организованное шоу рассказывает о развитии его фигуративного стиля, о том, как он представлял себе мексиканскую идентичность, прославляет выдающихся работников своего времени и технологические достижения машинного века. “Видение Риверы было в корне противоположно искусству ради искусства”, – говорит приглашенный куратор Джеймс Олес. “Он думал о том, как искусство может иметь значение за пределами individual..as инструмент, или, как он сказал бы, оружие для преобразования общества.

Или, по крайней мере, научите нас с большим пониманием относиться к рабочему классу и повседневной рутине, даже к женщинам, которые пекут тортильи или продают цветы на рынке, и с большим уважением относиться к расовым различиям, особенно в такой стране, как Мексика”.

Выставка посвящена 1920-1940-м годам, когда Ривера вернулся из Европы в Мексику и был нанят для написания фресок в общественных зданиях в рамках реконструкции после Мексиканской революции.

Он вступил в Коммунистическую партию и начал документировать жизнь коренных жителей Теуэнтапека в сельской местности Мексики. Основываясь на наблюдениях за их повседневной жизнью, он писал идеализированные портреты рабочего класса, в том числе женщин, выполняющих домашнюю работу, на таких картинах, как “Мастерица лепешек” (1926), “Разносчица цветов” (1935) и “Женщина с каллами” (1945), многие из которых были приобретены художниками. богатые коллекционеры произведений искусства. Хотя его картины не были откровенно политическими, “Ривера чувствовал, что они могут оказать краткосрочное и долгосрочное воздействие на восприятие людей”, – говорит Олесь. “Его больше интересовало формирование представлений о тех, кого сегодня мы бы назвали влиятельными людьми.

Другими словами, художник не меняет общество напрямую, но может изменить его, изменив отношение и предрассудки людей, которые в конечном счете формируют общество, будь то школьные учителя, государственные чиновники или администраторы, или богатые промышленники”.

Одна из самых потрясающих картин, “Вышивальщица” (1928), на которой изображена женщина, сосредоточенно работающая над красочной цветочной вышивкой, и вторая женская фигура, наблюдающая за ней, никогда раньше не показывалась публике. По словам Олеся, ее было труднее всего найти.

Поскольку надежного каталога работ Риверы не существовало, у него были только черно-белые фотографии из старых публикаций, которые он разослал по всему миру аукционным домам, дилерам и искусствоведам, чтобы попытаться найти пропавшую картину. Единственное, что он смог выяснить, так это то, что картина находилась в Новом Орлеане, но где именно, оставалось загадкой до прошлого года, когда ему позвонили из Christies New York и объяснили, что семья, владевшая картиной на протяжении нескольких поколений, выставляет ее на аукцион.

Музей изящных искусств в Хьюстоне купил эту работу, а затем предоставил ее для выставки в SFMOMA. В 1920-40-х годах Ривера также путешествовал по США. С. завершил некоторые из своих самых известных и политически насыщенных работ в период экономического краха Великой депрессии, включая фрески, которые он создал для Детройтского института искусств и Рокфеллеровского центра в Нью-Йорке при финансовой поддержке двух самых богатых семей Америки: Фордов и Рокфеллеров. Обе фрески представлены на выставке в виде рисунков и настенных проекций.

Он включил портрет коммунистического лидера Владимира Ленина в роспись Рокфеллеровского центра, которая вызвала такой резонанс среди некоторых членов семьи Рокфеллеров и других критиков, что Риверу попросили убрать его. Когда он отказался, его вынудили покинуть США. Ривера несколько раз ездил в Сан-Франциско с Фридой Кало, у которой на выставке представлены три картины.

В 1930 году ланч-клуб Тихоокеанской фондовой биржи заказал ему картину “Аллегория Калифорнии”, на которой он изобразил богатство штата, а также рабочих и промышленность, которые его создали. Фреска представлена в музее в виде проекции, но ее также можно посетить во время экскурсии с гидом по центру города.

В 1940 году он создал “Панамериканское единство” во время международной выставки “Золотые ворота” на Острове сокровищ, которую наблюдали 30 000 зрителей. На 10-панельной фреске, выставленной на первом этаже музея, история Северной и Южной Америки переплетена воедино: революционеры, такие как Авраам Линкольн и Мигель Идальго, изображены вместе с богами ацтеков, изобретателями Генри Фордом и Сэмюэлем Морзе, мексиканскими рабочими, а лица Адольфа Гитлера, Бенито Муссолини и Иосиф Сталин рядом со сценами Чарли Чаплина в фильме “Великий диктатор”.

“Он хотел видеть Америку местом творчества и инноваций, отличным от Европы, и верить, что Америка по-прежнему является местом неограниченных возможностей для связи с прошлым и современным технологическим будущим, местом, которое разделяет дух независимости с Мексикой”, – говорит Олес, указывая на влияние Риверы. работал с другими художниками-монументалистами, работающими в рамках программ “Нового курса”, а также с современными художниками Чикано и латиноамериканцами. “Он считал, что искусство имеет значение.. и нам нужны эти провидцы, которые подсказывали бы нам сегодня”.

”Америка Диего Риверы” выставлена в Музее современного искусства Сан-Франциско до 2 января.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *