Опубликовано: 07.01.2025г.

Выставка “Черное кино” в Музее Академии – это знаковый момент

Примерно в середине экспозиции музея Академии “Возрождение: черное кино, 1898-1971”, которая открывается в воскресенье, представлена стена из 51 гламурного снимка актеров и музыкантов, работавших в Голливуде с 20-х по 60-е годы. Среди глаз инженю, уложенных волос, безупречных улыбок и серьезных взглядов кинозвезд есть такие, которые выделяются на общем фоне — Лена Хорн, Эрта Китт, Хэтти Макдэниел, Сэмми Дэвис-младший, Гарри Белафонте и Сидни Пуатье. Есть много других, менее известных, но не менее заслуживающих внимания, в том числе Херб Джеффрис, первый в Голливуде чернокожий поющий ковбой, который начинал сниматься в так называемых “расовых фильмах” с участием чернокожих актеров, ориентированных на чернокожую аудиторию. (На выставке представлены ковбойские сапоги, которые он носил в фильме 1937 года “Гарлем в прериях”.)

Или Нина Мэй Маккинни, которую иногда называют “Черной Гарбо”, которая в 30-е годы подписала пятилетний контракт с MGM, но переехала в Европу после того, как не смогла получить ни одной ведущей роли.

Есть также Хейзел Скотт, джазовая виртуозка, подписавшая контракт с RKO, которая отказалась от первых четырех предложенных ей ролей поющей горничной, решив вместо этого играть только себя в мюзиклах, и в 50-х годах вошла в историю как первая чернокожая женщина, ставшая ведущей собственного телешоу. Выставка “Возрождение”, открытая до 9 апреля 2023 года, представляет более полную историю Голливуда, освещая достижения этих и многих других звезд с помощью видеоклипов, плакатов, фотографий, костюмов и реквизита. “Суть в том, что эта работа должна была состояться, она назрела”, – говорит режиссер Ава Дюверней, которая является членом Академии и была куратором шоу, во время пресс-показа. “Эта выставка демонстрирует поколения чернокожих художников, на плечах которых мы стоим, художников, которые восстали против норм и представлений о том, кем они могут и должны быть.

Само их присутствие на экране и за кадром было революционным актом, культурной, политической и эмоциональной победой, которая передавалась из поколения в поколение, триумфом, изменившим то, как мы, чернокожие, воспринимали самих себя, и то, как на нас смотрели”.

“Возрождение” открывается всего через месяц после того, как музей назначил своим новым директором чернокожего историка кино, писательницу и ведущую TCM Жаклин Стюарт, которая ранее была главным программистом музея. “Я всю свою карьеру работала над историей черного кино, и мне приятно видеть, что на этой выставке она представлена в таком элегантном и масштабном виде”, – говорит она. Среди ярких моментов – золотое гламурное платье, созданное Хелен Роуз, в котором Хорн снималась в фильме 1943 года “Штормовая погода”, и туфли для чечетки, которые носили Гарольд и Файярд Николас в фильме, где в финальном танце они прыгали с лестницы на шпагат.

Фред Астер назвал это величайшим музыкальным номером всех времен, но расизм помешал братьям когда-либо получить такие роли, как у него. “У гламура есть своя история, но этот гламур дался нелегко, и людям важно понять, что Лена Хорн добилась того, чего добилась, – сначала она снималась в фильмах о гонках и выступала в клубах, это потребовало больших усилий и борьбы с большим количеством сил”, – говорит Стюарт. Выставка начинается с рассказа о чернокожих людях на заре истории кино, демонстрируя две версии клипа из немого фильма 1898 года “Что—то хорошее – негритянский поцелуй”, в котором исполнители водевильных ролей Сент Саттл и Герти Браун сыграли радостную сцену, опровергающую расистские стереотипы и карикатуры того времени. “Возвращаясь к 1898 году, вы видите, как чернокожие люди говорят: ”Мы собираемся использовать эту новую технологию, чтобы заявить о своей человечности”, – говорит куратор Рея Комбс.

Вторая галерея еще раз подчеркивает важность репрезентации, представляя фотографии и цитаты чернокожих мыслителей начала 20-го века, а также выступления звезд водевиля, таких как Берт Уильямс. Несмотря на то, что ему приходилось сниматься в “Черном лице” и часто играть второстепенные роли, актер добился большого успеха в “Безумствах Зигфельда” и снялся в незаконченном немом художественном фильме 1913 года под названием “День поля в клубе обжигателей извести”, который был недавно отреставрирован Музеем современного искусства. “Берт Уильямс сделал для гонки больше, чем я.

Он с улыбкой прокладывал себе путь в сердца людей. Я был вынужден бороться за свой путь”, – гласит цитата из Букера Т. Вашингтона. Плакат и приглашение на показ в Белом доме фильма Д.У. Гриффита “Рождение нации”, а также оригинальная бумажная программа с изображением облаков, сгущающихся над зданием Капитолия США, напоминают о расистских политических силах, действовавших тогда — и сейчас — с которыми чернокожим людям приходилось бороться. Напротив, новаторские независимые кинематографисты, такие как Оскар Мишо, и более 150 компаний по всей стране, которые в 20-е и 30-е годы снимали фильмы о расе чернокожих актеров, ориентированные на все еще сегрегированную чернокожую аудиторию, предлагали яркое разнообразие сюжетных линий.

Галерея художественных плакатов “Бронзовая Венера”, “Человек с двумя пистолетами из Гарлема” и “Черное золото” демонстрирует этот плодотворный период творчества, вдохновленный чернокожими сообществами. Конец эры немого кино и начало появления звукового кино открыли больше возможностей для исполнителей, многие из которых познакомились со сценой ночных клубов Гарлема.

Некоторые из них появились в “soundies”, трехминутных видеоклипах, предваряющих музыкальные клипы, которые демонстрируются в барах и ресторанах на отдельно стоящих проекционных стендах, напоминающих музыкальные автоматы, один из которых представлен на выставке. Другие исполнители уехали за границу в поисках славы, в том числе Джозефин Бейкер, которая находится в центре внимания.

В 40-е и 50-е годы голливудские мюзиклы стали звездным театром для Хорн, Дороти Дэндридж, Сэмми Дэвиса-младшего. И другие, но диапазон ролей и сюжетных линий по-прежнему был ограничен. Даже самые признанные звезды золотой эры Голливуда, такие как Хэтти Макдэниел, первая чернокожая женщина, получившая премию “Оскар” за лучшую женскую роль второго плана, сталкивались со сложными реалиями. Когда она присутствовала на церемонии в “Коконат Гроув”, предназначенной только для белых, ее усадили отдельно от остальных актеров “Унесенных ветром”.

Некоторые также критиковали ее за то, что она увековечивает стереотипы в своей работе, на что она ответила: “Я бы предпочла играть горничную, чем быть ею”.

Чернокожее кино начало меняться в 60-х годах с демонтажем студийной системы и подъемом движения за гражданские права, которое поддержали Белафонте, Руби Ди, Пол Робсон и другие чернокожие звезды. Ряд кадров и клипов от нового поколения чернокожих кинематографистов, включая Гордона Паркса и Мелвина Ван Пиблза, представляют новую эру, ставшую возможной благодаря длительной борьбе за свободу.

Работа Сидни Пуатье, запечатленная на кадрах и постерах, ознаменовала восхождение чернокожей кинозвезды нового типа, которая могла свободно играть любые роли, включая главную мужскую. “Это было осознанное решение объединить людей, которых вы, возможно, знаете, таких как Джозефин Бейкер и Сидни Пуатье, с людьми, о которых вам следует знать больше”, – объясняет куратор Дорис Бергер. “Это наш переломный момент”.

Выставка “Возрождение: черное кино 1898-1971” открыта с 21 августа 2022 года по 9 апреля 2023 года в Музее Академии киноискусств в Лос-Анджелесе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *